Үкі қорғанышы
Нагрудное украшение – үкіқор... Изделие повторяет традиционное казахское украшение в виде стилизованной формы головы совы. Такая форма определена не только ее декоративностью, но и важной знаковой ролью.

В былые времена казахские ювелирные украшения (форма, используемые камни, орнамент) наделялись особой знаковостью. Прежде всего само серебро в представлении казахов обладает положительной магией сложного спектра: целебной, очищающей, охранной силой, тогда как орнамент был предназначен не только для образования декора, он являлся читаемым текстом и вместе с тем кодом, своего рода шифром сакрально-духовного и таинственного, где пересекалось множество возникающих у человека ассоциативных связей.

Условно глаза совы обозначены круглыми медальонами с зернистыми треугольниками внутри, а клюв намечен фигурой в виде ромба с восьмеркой внутри. Мотивы зернистых треугольников, восходящих к орнаменту керамики эпохи бронзы (ХVIII–VIII вв. до н.э.), ), гуннскому ювелирному искусству (III–V вв.) и наделяемые в традиционном сознании охранно-защитным свойством, воспроизведены также на остальных свободных поверхностях украшения. Семантика ромба, олицетворяющей в представлении казахских женщин понятия плодородия и охраны детородных возможностей, восходит к эпохе бронзы. Изображение восьмерки ассоциировалось у казахов и других народов как символ бесконечности, круговорота жизни.

Согласно казахским традициям воспроизведение стилизованного образа совы способно оградить семью, хозяина предмета от напасти, болезни, злых сил. Защитно-охранная сила совы, в том числе ее когти и перья, широко прослеживается в казахских традициях, обрядах и домусульманских верованиях. Согласно традиционному представлению казахов, совы – ночные питицы, поэтому их части способны были нести защитную функцию и ночью. Пучки перьев филина с целью охраны подвязывали к колыбели, шее молодняка, пришивали на детскую одежду, настенные ковры тұс киiз; делали из них султанчики почти для всех типов головных уборов, а также подвязывали их к домбре, чтобы оградить акынов от сглаза. В силу своего магического значения пучки перьев филина үкі образно приравнивались к материальному эквиваленту в свадебном церемониале. Так, например, сваты в качестве үкі преподносили родителям невесты барана и деньги, а пучок перьев филина үкі прикалывали к головному убору невесты. Кроме этого сваты дарили невесте серьги, после чего она считалась засватанной «сырға тағып кеттiк, үкі тағып кеттiк».

Примечательны подвески украшения в виде лепестков, отображающих идеи плодородия, вечного обновления и возрождения жизни, в связи с чем у казахов существовал запрет срывать первую весеннюю траву. Для усиления эффективности благожелательных функций мотива лепестков воспроизведен их природный рисунок. В целом декор украшения помимо художественного значения выполняет защитно-охранную и благопожелательную функцию, что, согласно казахским традициям, было необходимой составляющей чертой произведений ювелирного искусства.

Литература:

1. Тохтабаева Ш.Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы:Дайк-Пресс, 2005. С. 211-306